II-я открытая дистанционная конференция ученических проектов, посвященная 55-летию города Волжского
Работа участника II-ой открытой дистанционной конференции
ученических проектов, посвященной 55-летию города Волжского.
КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Область научных знаний: социология.
Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».
Руководитель: Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».
Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.
Задачи:
1) Выявить причины конфликтов.
2) Исследовать конфликтную ситуацию в школе.
3) Показать способы разрешения конфликтов.
4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
5) Научиться размещать работу в Сети Интернет виде Web-страниц, обсуждать и защищать ее на форуме конференции.
Актуальность:
Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной как руководителя волонтеров школьной детской службы примирения, целью которой является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений.
План работы:
1. Что такое конфликт и его типы.
2. Причины конфликтов.
3. Конфликтная ситуация и его участники.
4. Конфликтная ситуация в школе.
5. Развитие конфликтов, его основные этапы
6. Способы и этапы разрешения конфликтов.
7. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
1. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
· Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный
тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
· Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
· Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
2. Причины возникновения конфликтов:
1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
3. Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.
Эскалация конфликта происходит по схеме:
Межличностный межгрупповой общеколлективный
конфликт конфликт конфликт
Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
· Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
· Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
· Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.
4. Для выяснения конфликтной ситуации в школе, мы провели диагностику среди обучающихся 6-10 классов «Конфликтная ли ты личность?». И получили следующие результаты:
В целом по школе:
· Тактичные и миролюбивые. Не любят конфликтов, даже если и смогут их сгладить; легко избегают критических ситуаций. Когда же им приходится вступать спор, они учитывают, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях. «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. Они стремятся быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, они не всегда решаются оказать ее. Не думают ли они, что тем самым теряют уважение к себе в глазах других. Им надо набраться смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.
· Бесконфликтные. О них говорят, что это конфликтная личность, но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их положение или личные отношение. И за это их уважают.
· Конфликтные. Споры и конфликты – это воздух, без которого они не могут жить, ищут повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, могут «съесть живьем». Они навязывают свое мнение, даже если не правы. Очень трудно тем, кто находится с ними рядом, их несдержанность и грубость отталкивает людей. Им необходимо перебороть свой вздорный характер!
5. Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
1) Возникновение конфликта;
2) Осознание данной ситуации сторон;
3) Конфликтное поведение;
4) Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
Взаимные действия.
Разновидность конфликта |
Цель взаимных действий |
Война |
Уничтожение противника |
Игра |
Выигрыш |
Спор |
Убеждение |
Степени заинтересованности сторон |
Формы проявления конфликта |
Столкновение предпочтений Столкновение интересов Столкновение основных ценностей |
Кооперация Конкуренция Открытый конфликт (опасный) |
6. Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.
Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
Выделяют пять способов разрешения конфликта:
|
|
|
|
||
№ 1 |
Стиль |
Сущность стратегии |
Условия эффективного применения |
Недостатки |
|
|
Соревнование (конкуренция) |
Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. |
Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. |
При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Уклонение (избегание) |
Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. |
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. |
Переход конфликта в скрытую форму. |
|
3 |
Приспособление |
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. |
Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти |
Вы уступили. Решение откладывается |
|
4 |
Компромисс |
Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. |
Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. |
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
|
|
|
|
Другие стили неэффективны |
|
|
5 |
Сотрудничество |
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. |
Есть время. Решение важно обеим сторонам. |
Временные и энергетические затраты. Не гарантированность |
|
|
|
|
Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения |
|
|
Мы провели опрос соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях среди обучающихся 6-10 классов и получили следующие результаты:
Этапы разрешения конфликта:
· создать атмосферу сотрудничества;
· стремиться к ясности отношений и общения;
· признать наличие конфликта;
· договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
· очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
· добиться соглашения;
· установить срок решения;
· Воплотить план в жизнь;
· Оценить принятое решение.
7.На своих занятиях в школьной службе примирения мы разработали основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:
· Не отвечайте на агрессию агрессией;
· Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
· Дайте возможность оппоненту высказаться;
· Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
· Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
· Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Мой проект можно использовать на уроках обществознания, классных часах, применять для работы нашей школьной детской службы примирения.
Я изучила конфликты, причины возникновения и способы из разрешения, дала общие рекомендации по предотвращению конфликтов, исследовала конфликтную ситуацию в школе.
Больше всего мне понравилось проводить практическую работу, что меня сблизило с людьми, помогло в организации занятий кружка волонтеров. Я получила знания о проявлении различных форм поведения в конфликтных ситуациях, научилась проводить диагностику и обрабатывать ее результаты.
Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
Школа №32 "Эврика - развитие" г. Волжского
Орешкова Александра Сергеевна
E-mail: proekt-evrika@bk.ru