Школа "Эврика-развитие"

 

Что такое развивающее обучение.

 История создания образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

 

Выготский Лев Семенович

http://psi.webzone.ru/st/133300.htm

Л.С. Выготский (1896-1934)

Выдающийся отечественный психолог.

Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Это новое направление в науке детской психологии, включающее о «зоне ближайшего развития», получило название «культурно-историческая теория развития индивида». Принцип развития сочетался в его теории с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», где главная роль была придана первоначальному знаку, а затем – значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики.

Выготский Л.С. работал и в области педагогической психологии. В 1926 г. в Москве вышла его книга «Педагогическая психология. Краткий курс» (второе издание книга увиделе только в 1996 году). Она показала новое образование, где главной фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель же направляет и руководит личной его деятельностью с целью ее дельнейшего развития.

Научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Д.Б. Эльконин (1904-1984)

Выдающийся советский психолог-педагог. Главной идеей его научной школы является идея историзма детского психического развития.

Эльконин выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка. В 1958 году возглавил лабораторию в Институте психологии АПН РСФСР и организовал в Москве экспериментальную школу № 91. Является одним из авторов образовательной системы «содержательного образования» (впоследствии «системы развивающего обучения»). На базе опыта этой школы позволило Эльконину разработать общие контуры психологической теории учебной деятельности и формирования на её основе у школьников некоторых психологических новообразований. Д.Б. Эльконин предложил эффекивный метод обучения ребенка чтению путём звукового анализа слова. Создал экспериментальный Букварь для шестилеток (1984).

 

В.В. Давыдов (1930-1998)

Выдающийся отечественный психолог-педагог. Входит в число главных творцов отечественной традиции культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности (наряду с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.). Он является автором нескольких психологических теорий: основных типов мышления человека, теории учебной деятельности ( совместно с Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, Ю.А. Полуяновым, В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерманом); теории диагностики развивающих эффектов учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (совместно с Д.Б. Элькониным и В.В. Репкиным); концепцию теории личности.

В.В. Давыдов был одним из крупнейших теоретиков и практиков педагогики. Он является одним из авторов и основателей развивающего образования. Создателем и вдохновителем общественного движения учителей, которое было в 1994 году организовано в Ассоциацию «Развивающее обучение», в которой стал Первым её президентом.

 

 

1959/60

Начало формирующего эксперимента Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 91-ой школе г. Москва.

60-е годы

Первое обобщение результатов эксперимента, выход книги Д.Б Эльконина и В.В. Давыдова: « Психологические особенности учебной деятельности младших школьников» (1962), сборник статей учителей московской школы № 91, школы села Медное и тульской школы (1962), «Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)» (1966).

1975-80

Работа над план-заказом Министерства просвещения РСФСР.

1982-85

Попытка разгрома эксперимента Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

1982-93

Десятилетний эксперимент Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской по созданию курса «Литература как предмет эстетического цикла».

1994

Создание Международной Ассоциации «Развивающее обучение». Президент академик, вице-президент РАО, доктор психологических наук В.В. Давыдов

90-е годы

Издание учебно-методических комплектов по русскому языку, математике, естествознанию, литературе для начальной школы.

1995-2000

Работа лаборатории В.В. Давыдова по теме «Становление и развитие учебной деятельности и её субъекта в пролангированном (4-5 летнем) начальном образовании».

1996

Выход последней книги В.В. Давыдова «Теория развивающего обучения»

1998

Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стала одной из трех государственных систем начального образования.

1999

Премия Президента России за создание системы Эльконина-Давыдова в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Г.Г. Микулина, С.Ф. Горбов, О.В. Савельев, Е.В. Чудинова, Ю.А. Полуянов, Т.А. Матис).

2000

Премия Правительства РФ за создание курса «Литература как предмет эстетического цикла» (Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Е. Бурштина, М.П. Романеева).

2000-02

Авторские коллективы по математике, литературе, естествознанию становятся победителями конкурса учебников для 4-х летней начальной школы Национального Фонда РФ. Создание Открытого института «Развивающее образование».

Начало эксперимента по созданию целостной системы 1-9 классы: Экспериментальная площадка МАРО «Подростковая школа».

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz