Школа "Эврика-развитие"
Что такое развивающее обучение.
История создания образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
http://psi.webzone.ru/st/133300.htm | ||||
Л.С. Выготский (1896-1934) Выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Это новое направление в науке детской психологии, включающее о «зоне ближайшего развития», получило название «культурно-историческая теория развития индивида». Принцип развития сочетался в его теории с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», где главная роль была придана первоначальному знаку, а затем – значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики. Выготский Л.С. работал и в области педагогической психологии. В 1926 г. в Москве вышла его книга «Педагогическая психология. Краткий курс» (второе издание книга увиделе только в 1996 году). Она показала новое образование, где главной фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель же направляет и руководит личной его деятельностью с целью ее дельнейшего развития. Научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. |
Д.Б. Эльконин (1904-1984) Выдающийся советский психолог-педагог. Главной идеей его научной школы является идея историзма детского психического развития. Эльконин выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка. В 1958 году возглавил лабораторию в Институте психологии АПН РСФСР и организовал в Москве экспериментальную школу № 91. Является одним из авторов образовательной системы «содержательного образования» (впоследствии «системы развивающего обучения»). На базе опыта этой школы позволило Эльконину разработать общие контуры психологической теории учебной деятельности и формирования на её основе у школьников некоторых психологических новообразований. Д.Б. Эльконин предложил эффекивный метод обучения ребенка чтению путём звукового анализа слова. Создал экспериментальный Букварь для шестилеток (1984).
|
В.В. Давыдов (1930-1998) Выдающийся отечественный психолог-педагог. Входит в число главных творцов отечественной традиции культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности (наряду с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.). Он является автором нескольких психологических теорий: основных типов мышления человека, теории учебной деятельности ( совместно с Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, Ю.А. Полуяновым, В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерманом); теории диагностики развивающих эффектов учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (совместно с Д.Б. Элькониным и В.В. Репкиным); концепцию теории личности. В.В. Давыдов был одним из крупнейших теоретиков и практиков педагогики. Он является одним из авторов и основателей развивающего образования. Создателем и вдохновителем общественного движения учителей, которое было в 1994 году организовано в Ассоциацию «Развивающее обучение», в которой стал Первым её президентом.
|
1959/60 |
Начало
формирующего эксперимента Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова в 91-ой школе г.
Москва. |
60-е годы |
Первое обобщение
результатов эксперимента, выход книги Д.Б
Эльконина и В.В. Давыдова: «
Психологические особенности учебной
деятельности младших школьников» (1962),
сборник статей учителей московской
школы № 91, школы села Медное и тульской
школы (1962), «Возрастные возможности
усвоения знаний (младшие классы школы)»
(1966). |
1975-80 |
Работа над план-заказом
Министерства просвещения РСФСР. |
1982-85 |
Попытка разгрома
эксперимента Д.Б. Эльконина и В.В.
Давыдова. |
1982-93 |
Десятилетний
эксперимент Г.Н. Кудиной и З.Н.
Новлянской по созданию курса «Литература
как предмет эстетического цикла». |
1994 |
Создание
Международной Ассоциации «Развивающее
обучение». Президент академик, вице-президент
РАО, доктор психологических наук В.В.
Давыдов |
90-е годы |
Издание учебно-методических
комплектов по русскому языку,
математике, естествознанию, литературе
для начальной школы. |
1995-2000 |
Работа
лаборатории В.В. Давыдова по теме «Становление
и развитие учебной деятельности и её
субъекта в пролангированном (4-5 летнем)
начальном образовании». |
1996 |
Выход последней
книги В.В. Давыдова «Теория развивающего
обучения» |
1998 |
Образовательная
система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
стала одной из трех государственных
систем начального образования. |
1999 |
Премия
Президента России за создание системы
Эльконина-Давыдова в начальной школе (Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А.
Цукерман, Г.Г. Микулина, С.Ф. Горбов, О.В.
Савельев, Е.В. Чудинова, Ю.А. Полуянов, Т.А.
Матис). |
2000 |
Премия
Правительства РФ за создание курса «Литература
как предмет эстетического цикла» (Г.Н.
Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Е. Бурштина, М.П.
Романеева). |
2000-02 |
Авторские
коллективы по математике, литературе,
естествознанию становятся победителями
конкурса учебников для 4-х летней
начальной школы Национального Фонда РФ.
Создание Открытого института «Развивающее
образование». Начало
эксперимента по созданию целостной
системы 1-9 классы: Экспериментальная
площадка МАРО «Подростковая школа». |