"Системе
ассоциированных школ ЮНЕСКО следует
взять на себя важнейшую опытно-показательную
функцию в осуществлении и дальнейшем
развитии воспитания в духе мира, прав
человека, демократии, терпимости и
международного взаимопонимания,
направленного на развитие культуры
мира в конкретном контексте
национальной системы образования
каждой страны."
Из
резолюции 28 Сессии
Генеральной Конференции ЮНЕСКО
Когда
в 1953 году 15 государств-участников
ЮНЕСКО предложили в качестве
эксперимента проект "Ассоциированные
школы ЮНЕСКО" (ПАШ) как
координирующую международную
программу в области школьного
образования, трудно было предположить,
что к 2000 году количество
ассоциированных учебных заведений
достигнет более 5000 участников из более
130 стран мира.
Сегодня в мировую систему
ассоциированных школ входят детские
сады, общеобразовательные школы,
гимназии, лицеи, колледжи, детские
учебные центры, школы дополнительного
образования, педагогические высшие
учебные заведения. Изначально главными
задачами проекта являлось объединение
усилий международных школьных
коллективов в процессе
распространения знаний, обмен
интеллектуальным опытом, расширение
международного сотрудничества в
образовании. Важным явилось понимание
необходимости поддержать развитие
новых методик в системах обучения и
воспитания.
Проблемы сохранения
окружающей среды как среды обитания
всего живого отразились в
экологическом направлении проекта.
Значительное внимание
уделяется не только охране природы, но
и вопросам здоровья учащихся,
пропаганде здорового образа жизни,
профилактике вредных привычек,
валеологии. Психолого-педагогические
службы в ассоциированных школах
занимаются активным изучением
разнообразной среды учащихся,
предлагая наиболее комфортные условия
для обучения и воспитания.
Программы ЮНЕСКО в области
культуры нашли свое отражение в культурологическом
направлении ПАШ. Изучение всемирного
культурного наследия и мероприятия
по его сохранению стали основой
нравственного и эстетического
образования и воспитания в большинстве
ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Права человека, демократия,
толерантность, культура мира - одно и
направлений деятельности проекта.
Распространение информации
об ООН и ЮНЕСКО также является задачей
ассоциированных школ.
Развитие науки и техники,
изменения в мировоззрении обществ и
государств, углубление отдельный
внутригосударственных и международных
проблем внесли свой вклад в развитие и
расширение тематики и проблематики
проекта "Ассоциированные школы
ЮНЕСКО". Среди актуальных проблем
сегодня в проекте исследуется
межкультурная коммуникация,
полиэтнизм, этика информационных
технологий. Целостное восприятие мира
поставило вопрос о необходимости
объединения природы и культуры в
единую программу по сохранению
культурного и природного наследия
человечества. Новым объединяющим
моментом для ассоциированных школ
ЮНЕСКО стал международный год Культуры
мира, изучение положений "Манифеста -
2000" и работа по программе "На пути
к культуре мира", десятилетие "Культуры
мира" в интересах детей.
Сегодня в Российской
Федерации в систему ассоциированных
школ ЮНЕСКО (САШ) входят более 130
учебных заведений.
География Проекта в РФ от
Дальнего Востока до Калининградской
области, от Кольского полуострова до
Северного Кавказа.
Координацию Проекта в
Российской Федерации осуществляет
Комиссия Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО и Национальный Координатор
проекта.
В регионах Российской
Федерации созданы Региональные
координационные центры:
- "Балтика-Север"
- г. Санкт-Петербург,
-
"Волга" - г. Самара,
- "Урал" - г.
Нижний Тагил,
- "Саха-Байкал-Восток"
- г. Иркутск,
- "Центр" -
Подмосковье,
- "Сибирь-Алтай"
- г. Омск,
- "Москва" - г.
Москва,
- "Юг-Кавказ" - г.
Новороссийск.
Реализация ПАШ в России
осуществляется по материалам ЮНЕСКО,
Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, по планам и
программам Национального и
региональных координационных центров.
Раз в два года проводятся
Всероссийские конференции участников
САШ, один раз в год - региональные.
Ассоциированным школам
ЮНЕСКО выдается Сертификат за подписью
Генерального Директора ЮНЕСКО, который
действителен на период участия школы в
Проекте. До момента получения
Сертификата школа пользуется
временным статусом "Школа-участница
ПАШ".
Уникальность
проекта "Ассоциированные школы
ЮНЕСКО" заключается в том, что он
достаточно динамичен и демократичен,
так как не предполагает директивного
руководства, а каждый школьный
коллектив в любое время может
присоединиться к реализации
интересующих его направлений. Доброй
традицией международной системы
ассоциированных школ стали
организация и проведение участниками
ПАШ специализированных семинаров,
конференций, олимпиад, летних школ по
направлениям деятельности ЮНЕСКО.
При внешних различиях
национальных концепций реализации
проекта "Ассоциированные школы
ЮНЕСКО" каждый участник чувствует
единство стремлений и направлений
деятельности, каждый осознает
необходимость непрерывного развития
международных контактов в области
образования и воспитания нового
поколения людей планеты.
Источник
www.unesko-asp.ru