Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32

 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие»  г. Волжского Волгоградской области

horizontal rule

Для будущих первоклассников

horizontal rule

 

 Страхи детей младшего школьного возраста

На главную
Что такое РО
Школа ЮНЕСКО
История школы
Педагоги школы
Выпускники
Пресса о школе
Документы
Учебный план
Учебный график
Расписание
Школьная газета
Наше творчество
Учительская
Управляющий с.
KПMO

 

 

Страхи детей младшего школьного возраста.

 Преодоление и профилактика.

 

Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые  проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Он становится неуверенным в себе, а иногда страхи представляют собой «кладбище» несбывшихся надежд человека.

         Подавляющее большинство страхов, в той или иной степени, обусловлены особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, чаще всего, исчезают бесследно, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит об ослабленности нервной системы ребенка.

         Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

         Основатель психоанализа австрийский психиатр З. Фрейд, рассматривая детские страхи, отмечал, что между «нервными» и «нормальными» детьми нельзя провести резкой границы. Занимаясь изучением проблем своих маленьких пациентов, Фрейд подчеркивал, что многие из них одержимы фобиями. В течение месяцев или лет эти фобии ослабевают и кажутся излечимыми, но в зрелые годы могут проявиться уже в виде устойчивых неврозов. Неврозами Фрейд называл иррациональные формы поведения, когда человек при столкновении с проблемой не может преодолеть ее обычным способом, но не теряет при этом контакта с реальностью.

         Г. Эбермин – австрийская писательница и психотерапевт в своих работах показывает, что увидеть взаимосвязь неправильного поведения и невроза страха и принять меры к своевременному преодолению этого страха, часто означает оказать помощь ребенку в жизненной потребности. Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха: нарушение работоспособности и умения концентрировать внимание, нервность, расстройство сна, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства, бронхиальная астма, аллергия, сверхгигиена, ночное недержание мочи и т. д.

         Основным методом, предложенным Эбермин для преодоления и профилактики детских страхов, является аутогенная тренировка.

         Что же, по мнению западных ученых, обусловливает возникновение страха? Фрейд считал, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех последующих переживаний и страхов. Он утверждал, что мы приобретаем способность не допускать в сознание это тревожное первичное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родовой тревогой, в результате чего, в нас остается некий изолированный страх, заявляющий о себе позже в форме «блуждающего тревожного состояния».

         В работах многих отечественных психологов рассматриваются различия между понятиями страх и тревога.

         Н.Д.Левитов пишет о том, что во многих состояниях тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, но было бы неправильно считать беспокойство, тревогу и страх синонимами. Прежде всего, пишет автор, бывают состояния тревоги, в которых страх отсутствует или занимает незначительное место. В каждой тревоге перед экзаменом имеется страх, но в одних случаях он так доминирует, что лучше прямо говорить о состоянии страха, иногда принимающего форму паники, а в других случаях страх имеет форму относительно спокойного опасения.

         А.И.Захаров, рассматривая понятия «страх» и «тревога» отмечает, что в них есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отчуждения чувства безопасности. Тревога, по определению Захарова, - это предчувствие опасности, состояние беспокойства, а страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Тревога – это эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы.

         В работах А.Захарова страх делится на ситуационный (возникает в необычной или опасной обстановке) и личностный (предопределен характером человека), реальный и воображаемый, острый и хронический.

 

От 7 до 11 лет.

 

Для детей этого возраста характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. Ведущий страх в этом возрасте – это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь – то семья, школа или сверстники.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко, речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым привязан ребенок. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявления с их стороны агрессии.

         Помимо школьных страхов, типичен страх стихии – природных катаклизмов (наводнение, землетрясение). Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность этого возраста, а именно, магическое мышление – склонность верить в роковое стечение обстоятельств, таинственные явления, суеверия.

         Типичными страхами у младших школьников являются страх черной руки, Пиковой дамы, Кощея бессмертного, бабы Яги, страх смерти родителей. Для младших школьников характерно сочетание социальных и инстинктивно-опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам.

         В младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще во многом носят возрастной и переходный характер.

 

 

 

 

Преодоление и профилактика страхов.

 

         Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, быть собой, свободно выражая свои чувства, желания, мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, переживаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими образами. Наилучшие результаты от рисования страхов, достигаются в 6-12 лет. Рисовать лучше самостоятельно, без помощи взрослых. Каждый рисунок психолог рассматривает, в то время как ребенок пересказывает то, что изображено на рисунке. Идет обсуждение, в ходе которого необходимо хвалить ребенка, подбадривать, пожать руку, подарить игрушку…

         Можно использовать игровые способы устранения страхов. Игра – способ выражения чувств, познание и моделирование окружающей действительности. Игра – это движение, победа, радость. Она помогает приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении. Цель психологических игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве. Игра обладает терапевтической функцией, т.к. в ней травмирующие обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде.

Одна из игр «Жмурки». Основное правило игры – стоять на месте и ничем не выдавать себя. Требуется определенная выдержка, терпение в противоположность двигательному беспокойству и возбуждению. Водящему плотно завязывают глаза, т.е. имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни. Если водящий идет в неверном направление, то играющие могут хлопать в ладоши, указывая нужное направление. При обнаружении участника игры, надо опознать его. Игра длится 20-30 минут. Выигрывает тот, кто больше всех найдет.

         Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание), не является «однозначно вредным» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет человеку ориентироваться в окружающей его среде. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей. Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Каждый страх появляется только в определенном возрасте. В младшем школьном возрасте на первое место выходит страх опоздания в школу, страх смерти родителей, далее -  страх собственной смерти, пожара, войны, нападения. Необходимо вовремя помочь ребенку преодолеть свой страх.

 

Литература.

1.    Ж. Годфруа, «Что такое психология?», в двух томах, пер. с франц. под ред. Г.Г.Арахелова, М, Мир, 96.

2.    Д. Грехем, «Как стать родителем самому себе», М, ТОО Класс, 95.

3.    А.И.Захаров, «Как помочь нашим детям избавиться от страхов», Санкт-Петербург, Гиппократ, 98.

4.    Н.Д. Левитов, «Психические состояния беспокойства и тревоги», М, Просвещение, 77.

5.    З. Фрейд, «Психология бессознательного», под ред. М.Г. Ярошевского, М, Просвещение, 90.

6.    Г. Эбермин, «Страхи здоровых детей», М, Знание, 81.

7.    Краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, Просвещение, 85.

 

 

 

 
     
Hosted by uCoz