Муниципальное
образовательное учреждение
«Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области |
|
||
Цели и задачи проведения подготовительных курсов для будущих первоклассников. |
||
|
Математика: Интеллектуально-математическое развитие. Основным направлением интеллектуально-математического развития является обогащение их психофизиологического потенциала в процессе усвоения элементарных математических представлений и освоения элементарных математических представлений и освоение практических умений и навыков, связанных с математикой. Задачи интеллектуально- математического развития сгруппированы в несколько разделов, которые находятся с собой в тесной взаимосвязи. Все эти задачи решаются на каждом занятии комплексно. 1 раздел: «Сенсорные свойства объектов». Познание сенсорных свойств объектов окружающего мира (цвет, величина, форма) обеспечивает познание ребенком каждого объекта в совокупности всех его сенсорных свойств, качеств, признаков; это также способствует формированию у детей понимания математических отношений между различными объектами окружающего мира, подводит к усвоению величины, формы, массы как математических понятий. Также работа по данному разделу обеспечивает: - развитие пространственного восприятия. - развитие глазомера (величина), чувство веса (масса), чувство ритма (форма, цвет). - расширение образного представления на основе восприятия конкретных предметов. 2 раздел: «Геометрические отношения». Знакомство детей с геометрическими фигурами и телами, а также познание простейших геометрических отношений. 3 раздел: «Количественно - числовые и другие математические отношения». Познание детьми количественно - числовых отношений опирается на познание сенсорных свойств объектов - цвета, величины, формы. На основе познания конкретных сенсорных свойств объектов, установления количественно - числовых отношений становится возможным формирование у детей элементарных представлений о других математических отношениях, которые существуют между объектами окружающего мира. Дети учатся устанавливать связи признаков в этих объектах по нескольким характеристикам, выделять контрастные признаки объектов и признаки сходства в них. Деление практическим путем целого на части способствует развитию глазомера. Количественный счет звуковых сигналов активизирует слуховое восприятие. Знаково - символическое моделирование количественно - числовых и других математических отношений обеспечивает расширение образного представления детей на основе восприятия знаков и символов. 4 раздел: «Пространственные отношения». Задачей этого раздела является развитие у детей пространственного восприятия. Для этого самым активным образом используется широкий спектр развивающих игр, направленных на формирование у детей умения ориентироваться в пространстве по основным направлениям - сначала на основе чувственного восприятия и отражения пространства, затем на основе двигательного отражения. Эти игры включаются в качестве динамических пауз не только в занятия по математике, но и в другие занятия (развитие речи). При решении задач этого раздела активизируется зрительное и пространственное восприятие, развиваются распределение и концентрация внимания, зрительная память. 5 раздел: «Временные отношения». Этот раздел также тесно связан с познанием окружающего мира и включает освоение детьми таких понятий, как части суток, дни недели, времена года, месяцы года. На основе восприятия времени происходит расширение образного представления. При организации процесса интеллектуально - математического развития детей осуществляется педагогическая поддержка развития психофизиологического потенциала каждого ребенка. Так средствами интеллектуально - математической деятельности могут успешно решаться следующие задачи: - количественный счет предметов, установление их пространственного взаиморасположения (активизируется зрительное и пространственное восприятие). - количественный счет звуковых сигналов - хлопков, притопываний, звуков…(активизируется слуховое восприятие, развивается сосредоточенность слухового внимания). - игры на ориентировку в пространстве (активизируется пространственное восприятие, совершенствуется вестибуломоторная координация, развивается распределение и концентрация внимания, зрительная память). - выполнение действий в соответствии со звуковым сигналом- хлопком, звуком, фразой и т. д. (активизируется слуховое восприятие, развивается сосредоточенность слухового внимания) Развитие кинестетической основы движения обеспечивается в процессе осуществления детьми практических действий с игровым раздаточным материалом. При этом происходит развитие координации движений руки, глазомерной техники. Развитие слухового восприятия на основе анализа характера звуков. Такие задания включаются в динамические паузы. Динамические паузы, включающие в себя задания на образное перевоплощение и осуществление выразительных форм движения, обеспечивают развитие у детей умение осуществлять графические двигательные композиции (соединение элементов движения), а также формирование мышечного контроля частей тела и контроля мышц лица. Привлечение внимания к речевым образцам происходит при совместном обсуждении с детьми способа выполнения того или иного задания математического содержания. На занятиях обеспечивается возможность познания ребенком в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков, что способствует формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, анализа и дифференциации информации. С этой целью игровое экспериментирование с раздаточным материалом и деятельность математического содержания: - количественный и порядковый счет. - распознавание и сравнение геометрических форм. В развивающих играх дети осуществляют сравнение, классификацию предметов по заданным признакам. Каждый раздел предлагает свои методы и приемы решения задач. Раздел 1: «Сенсорные свойства объектов». - игры- экспериментирования с предметами и материалами. - сенсорное обследование объектов окружающего мира. - анализ и сравнение сенсорных свойств, качеств, признаков объектов. - игры, развивающие ориентировку в пространстве. Раздел 2: «Геометрические отношения». - игры с геометрическим материалом. - развивающе - конструктивные игры.
Раздел 3: «Количественно- числовые и другие математические отношения». - знаково - символическое моделирование количественно- числовых и других математических отношений с использованием моделей (часть - целое, больше - меньше и т.д.), цифр 1-10 и математических знаков +, -, =. - музыкально - ритмические игры. - развивающе - конструктивные игры Раздел 4: «Пространственные отношения». - выполнение практических действий с предметами и материалами. - игры на ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве. Раздел 5: «Временные отношения». - игры на развитие ассоциативности восприятия и мышления (Цвета времен года, Цвета времен суток). Комплексный характер занятий предусматривает: - включение в содержание занятия разнородных заданий - занятия организуются как игры- путешествия - выбор демонстрационного и раздаточного материала. Развитие речи: Одной из важнейших задач развития речи и слухового восприятия является формирование фонематического слуха. Формирование правильной, хорошей устной речи, навыков речевого общения с окружающими. Основными методами развития речи детей являются: - словесные (беседы, рассказывание, рассуждение) - наглядные (картины, иллюстрации, игрушки) - практические (звуковые, артикуляционные игры) Во всех словесных методах используются наглядные приемы. Каждое занятие имеет свою структуру: вводную, основную и заключительную части. В водной части создается игровая ситуация, задающая определенный настрой на основную часть задания. В основной части с помощью игр, динамических пауз, упражнений и специальных заданий, направленных на речевое развитие детей, решаются поставленные задачи. В заключительной части подводится итог занятия, происходит возвращение из игровой ситуации. Игры и задания могут носить как словесный, так и наглядный характер. Восприятие детьми стихотворных произведений направлено на развитие пространственной ориентации, темпа и ритма движений, форморисования, умения координировать слова с движением. С целью обогащения словарного опыта предусматриваются предметно - практические занятия и игры по развитию речи, зрительного и слухового восприятия. С целью формирования моторных компонентов речи на занятиях проводятся артикуляционные упражнения. В качестве педагогических наблюдений используются следующие игровые задания и упражнения. Выявление фонематических умений: - умение воспроизводить слоговые ритмы по инструкции. - умение различать одинаковые слова, фразы по высоте, силе и тембру голоса. - умение правильно пользоваться речевым дыханием. Выявление грамматических умений: - умение владеть разнообразными формами словообразования. - умение согласовывать слова в предложении. Выявление имеющегося словарного запаса: - работа с картинами. - словесные игры. - употребление антонимов.
|
|